Как не стать жертвой мошенника
Сотрудники ГКУ ИО «Безопасный регион» приняли участие в вебинаре «Как не стать жертвой мошенника. Разбираем истории обманутых людей». Данное мероприятие в рамках проекта «Перезвони сам» организовано Правительством Москвы совместно с ГУ МВД России по городу Москве.
Как отметили спикеры, суть большинства мошенничеств сводится к тому, что жертва сама перечисляет свои денежные средства на подконтрольные мошенникам счета. Представитель ГУ МВД России Дмитрий Киселёв подчеркнул: «Когда мошенник говорит, что вам необходимо спасать свои деньги, которые находятся в банке, нужно понимать, что в банке деньги как раз в безопасности. И если деньги пытаются украсть у банка, то в этом виноват банк, а не вы, и это банк должен защищать ваши деньги».
Усыпить бдительность граждан злоумышленнику помогает собранная о них информация. Самая частая ошибка потенциальных жертв – переход по фишинговым ссылкам, вследствие чего злоумышленник может получить доступ к мессенджерам жертвы, ознакомиться с перепиской и использовать эти данные в своих целях, например, рассылать сообщения от имени жертвы с денежными просьбами. Очень распространена схема, когда работнику приходят сообщения якобы от его руководителя, в которых также содержатся просьбы финансового характера либо указание связаться с «представителями силовых структур», «органов безопасности». Если гражданин позвонит по указанному «руководителем» номеру телефона либо примет входящий звонок, то общаться ему предстоит, разумеется, с мошенниками, которые сделают всё возможное, чтобы лишить его имущества и даже заставить оформить кредиты.
Психолог Екатерина Выборнова проанализировала истории мошенничеств и сделала выводы, как мошенникам удаётся ввести в заблуждение взрослых, дееспособных и умудрённых жизненным опытом людей. В частности, злоумышленники используют три основных страха («боли») человека – страх лишиться своих денежных средств или имущества, страх осуждения и потери уважения в обществе (этот страх активно эксплуатируют мошенники, действующие под личиной сотрудника правоохранительных органов/руководителя жертвы), страх за свои жизни и здоровье либо за жизнь и здоровье своих близких.
Психолог дала практические советы, как развивать критичность мышления. При этом докладчики отметили и роль неравнодушных граждан в предотвращении мошенничеств: иногда трезвый взгляд со стороны, совет, данный потенциальной жертве, помогают спасти ближнего от непоправимой ошибки. Так, на вебинаре рассказали о руководителе агентства недвижимости, который не допустил продажу 80 квартир в Москве, вовремя сообщив в правоохранительные органы о попытках проведения подозрительных сделок.
Вебинар содержит много полезной информации, ознакомиться с его материалами можно Вконтакте.